концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки
УДК/UDC 796.015
Поступила в редакцию 23.03.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Петрова1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
CONCEPTUAL APPROACHES TO CHESS TRAINING PROCESS
PhD, Associate Professor A.I. Alifirov1 PhD, Associate Professor I.V. Mikhailova1 PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 PhD, Associate Professor M.A. Petrova1
1 Russian State Social University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - контент-анализ концептуальных подходов к построению шахматной спортивной подготовки, способствующих достижению эффективных долгосрочных результатов в процессе соревновательно-тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. Было осуществлено теоретическое методологическое обобщение концептуальных подходов к эффективной реализации спортивно-тренировочной деятельности, охватившей более 2000 спортсменов и тренеров-преподавателей на базе Дома шахмат Российского государственного социального университета (РГСУ) в период 2006-2019 гг. Методологическое обобщение концептуальных подходов на практике позволило экспоненциально преобразовать систему подготовки в цифровые формы.
Результаты исследования и выводы. Эффективность системы спортивной подготовки, позволившая увеличить моторную плотность тренировки до 80%, подтверждается спортивными результатами олимпийской чемпионки, чемпионки мира и Европы В.Е. Гуниной, чемпиона Европы по классическим шахматам Э.К. Инаркиева, чемпиона мира по спортивной дисциплине «рапид» Д.Д. Дубова, международных гроссмейстеров Н.Н. Чадаева, А.В. Крапивина, И.А. Василевич, А.А. Рахманова, Н.В. Коновалова, А.В. Кузина, К.Л. Амбарцумовой, Б. Монготуул и 20 международных мастеров. Синергия и эмерджентность концепций программированного обучения Б. Скиннера, планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, психографирования У. Штерна, цифровой трансформации спортивной подготовки И.В. Михайловой позволяет эффективно раскрыть интеллектуально-деятельностный потенциал шахматистов в процессе осуществления соревновательно-тренировочной деятельности.
Ключевые слова: шахматный спорт, дистанционная форма тренировки, искусственный интеллект, цифровизация, система спортивной подготовки, инфокоммуникационная подготовка.
Annotation
Objective of the study was to conduct a content analysis of conceptual approaches to the chess training process contributing to the achievement of effective long-term results in the training and competitive activities. Methods and structure of the study. We carried out a theoretical-methodological generalization of conceptual approaches to the effective realization of sports-training activities, with the involvement of more than 2,000 athletes and trainers. The study was conducted on the basis of the Chess House of Russian State Social University in the period from 2006 to 2019. The methodological generalization of conceptual approaches made it possible to exponentially convert the chess training system into the digital forms. Results of the study and conclusions. The effectiveness of the chess training system, which enabled to increase the motor density of training to 80%, was confirmed by the results demonstrated by V.E. Gunina - Olympic champion, World and European champion; E.K. Inarkiev, European champion in classical chess; D.D. Dubova - World champion in "rapid chess" discipline; international grandmasters N.N. Chadaev, A.V. Krapivin, I.A. Vasilevich, A.A. Rakhmanov, N.V. Konovalov, A.V. Kuzin, K.L. Ambartsumova, B. Mongotuul, and 20 international masters.
Synergy and emergence of the concepts of B. Skinner's programmed education, P.Y. Halperin's planned step-by-step formation of mental actions and concepts, U. Stern's psychography, I.V. Mikhailova's digital transformation of sports training enable to effectively unleash the intellectual and activity potential of chess players during their sports-training activity.
Keywords: chess sport, remote training, artificial intelligence, digitalization, sports training system, information-and-communication-technology-based education.
Введение. Современные процессы модернизации подготовки шахматистов происходят в России на фоне глобальной интеграции сфер спортивной науки и образования. Прогнозом научно-технического развития Российской Федерации на период до 2030 г предусмотрено развитие таких направлений, как ресурсы для дистанционного образования,
мультимедийные средства поддержки очного обучения, информационные базы общеразвивающего и узкопрофессионального профиля, программное обеспечение для портативных систем с обучающими программами, что может помочь шахматистам раскрыть интеллектуально-деятельностный потенциал в процессе вузовского образования [7]. В Фе-
а
■о с го
£ о ш
деральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 12 декабря 2007 г. № 329-Ф3 были восполнены многие лакуны предыдущих итераций; существенным дополнением послужило принципиально новое понимание того, что спорт и физическая культура генетически связаны с такими сферами, как здравоохранение, образование, социальная защищенность, труд и производственные отношения [6]. Пришло понимание того, что в единстве и взаимодействии эти области управления способны влиять на такие «высокие материи», как жизненная философия, мировоззрение, соревновательность, ментальность. Интеграция спортивной науки и системы образования на базе вуза является социальным феноменом наследования шахматной культуры, раскрытия потенциала личности на образовательной шахматной модели и преобразования полученных интегральных знаний в высокий спортивный результат.
Цель исследования - рассмотреть интегративные концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки и обобщить инновационную практику спортивно-тренировочной деятельности тренеров и спортсменов на базе Дома шахмат Российского государственного социального университета.
Методика и организация исследования. Проведён контент-анализ синергии концептуальных подходов к построению спортивной подготовке на базе вуза, использующихся в шахматной соревновательно-тренировочной деятельности на базе Дома шахмат РГСУ. В процессе осуществления соревновательно-тренировочной деятельности были использованы концепция программированного обучения Б. Скиннера; концепция П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий; концепция психографирования У. Штерна; концепция цифровой трансформации средств, методов, технологий, механизмов и организационных форм шахматной спортивной подготовки И. В. Михайловой [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Спортивный результат в шахматах детерминирован не только как профессиональными, но и психоэмоциональными качествами индивида, поэтому при реализации механизмов подготовки (например, в диагностике) должны быть использованы те концептуальные подходы, где представлены специализированные (шахматно-спортивные) и неспециализированные (психологические) направления, схематично представленные на рисунке [4]. Детализируем концептуальные подходы к построению спортивной подготовки студентов на базе Дома шахмат в РГСУ в период 2006-2019 гг. Ключевой особенностью концепции Б. Скиннера является разбиение тренировочного процесса на более мелкие сегменты в соответствии с возможностью наиболее полного их выполнения, на каждом из которых результаты шахматистов подвергаются тщательному отбору [9]. В ходе отбора осуществляется кон-
Специалиэдрованное
направление
Неспециализированное
направление
Шахматные тесты
Психолого-недагогические тесты
Обследование специальной подготовленности
Наблюдение за соревновательной деятельностью
Структура диагностики в шахматном спорте
троль наработанных навыков и отсеивание положительных тенденций с последующей их фиксацией в форме поощрения. На каждом этапе поощренное успешное действие постепенно интегрируется в поведенческую парадигму субъекта, наделяя его по итогам способностью к самостоятельному освоению необходимых спортивных навыков, более сложных форм деятельности и активности. Правильный и частый отбор, порционность заданий и систематическая стимуляция оперантного поведения составляют систему пошагового программированного обучения участников спортивной тренировочной деятельности. Кроме того, автор концепции подчеркивает ее более высокий образовательный потенциал при использовании электронных и механических устройств и технологий поощрения, механизации вместо мануального контроля преподавателя, то есть в условиях современности, цифровой трансформации средств и инструментов образования.
Впоследствии концепция Скиннера была более подробно рассмотрена П. Я. Гальпериным, в ходе анализа которой он вывел собственную теорию становления психических функций индивидуума, реализованную в соавтор-стве с Н. Ф. Талызиной в виде системы поэтапного формирования умственных действий и понятий [3]. Структура данной образовательной методики представлена шестью основными этапами. На первом, мотивационном, этапе осуществляется актуализация мотива обучения и формирование заинтересованности субъекта в процессе его прохождения. Второй этап, определения основы действий, делится на два подэтапа: ориентировочный, на котором происходит составление ментального образа действий для решения поставленной задачи (общее содержание и порядок действия, полная/неполная ориентировка); фиксационный, который подразумевает создание преподавателем наглядной схемы или модели вышеописанных действий, с помощью которых осуществляется усвоение его выде-ленного содержания. Содержание задачи определяется как совокупностью ее характеристик, так и указанием необходимых операций и их последовательности. На третьем этапе, материализованных действий, спортсменам предлагается серия тестовых заданий, в данном случае на текущий уровень спортивного навыка на разных отрезках шахматной партии или на прогресс интеллектуальных свойств и функций испытуемых. В результате прохождения данного этапа шахматисты осваивают эмпирическим путем преподаваемые им понятия и основные логические приемы грамотного ведения шахматной игры. Дальнейшее внешне-речевое обобщение информации происходит на четвертом этапе. Спортсмены, опираясь на практически закрепленное содержание и логику тренировочного процесса, осуществляют анализ и структурирование освоенного материала с помощью навыков вербального взаимодействия друг с другом. Следующий пятый этап, внутреннеречевых действий, предполагает отказ от мате-риальных форм, моделей и дискуссий. В нем субъект должен индивидуально проговаривать процесс решения и логический ход задачи «про себя», что по-зволяет ему организовать внутренний диалог на тему предмета изысканий. Ему необходимо войти в состояние рефлексии для более плодотворного разбора и перехода к синтезу новых стереотипов мышления и поведения в решении поставленных задач на любом этапе спортивной подготовки. На заключительном этапе происходит финальное оформление умственных алгоритмов спортсменов, мышление автоматизируется, познавательная деятельность пере-
28
http://www.teoriya.ru
№7 • 2020 Июль | Yuli
ходит в умственную форму. Посредством усвоения внешней социальной деятельности происходит формирование внутренних структур человеческой психики, интериоризация. Концепция П. Я. Гальперина была положена в основу эффективного развития технико-тактического мастерства шахматистов посредством применения «мышления схемами», предложенного С. В. Белавенец и получившего дальнейшее развитие в работах И. В. Михайловой [5].
Для комплексного анализа динамики психомоторных функций студентов-шахматистов была использована концепция дифференциального психографирования В. Штерна [8]. Психограммы представляют комплекс индивидуализированных результатов психодиагностического тестирования, обобщенный для анализа профессиональной компетентности спортсмена-шахматиста в психоэмоциональных аспектах его профессиональной деятельности. С началом информационной эры необходимым становится создание новых форматов научно-технических партнерств и консорциумов в сфере спорта, создающих инновационные технологии компьютерной индустрии. Для обеспечения устойчивого долгосрочного развития страны исследователями Центра стратегических разработок была создана концепция цифровой трансформации, рассматривающая создание и эволюцию принципиально новых, цифровых ресурсов обучения [2]. В целях эффективной реализации шахматной спортивной подготовки данная концепция была преобразована И. В. Михайловой с учетом специфики шахматного спорта и создания западными учеными искусственного интеллекта «AlphaZero». В процессе многочисленных экспериментов исследователями РГСУ и программистами отечественного производителя шахматного софта ООО «Дайв» был создан методологический инструментарий, позволяющий автоматизировать и объективизировать ход спортивной подготовки; визуализировать подачу учебного материала с помощью цифровых возможностей виртуальной среды, делая его не только максимально эффективным, но и инклюзивным [1, 5]. Отметим разнообразный спектр осуществления форм дистанционной формы тренировки: от использования высокотехнологичных образовательных и игровых платформ «Уроки Анатолия Карпова» и «Шахматная Планета» до стриминг-платформ «Twitch», «YouTube Live».
Вывод. Синергия концепции программированного обучения Б. Скиннера, концепции П. Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий, концепции психографирования У. Штерна, концепции «цифровой трансформации системы подготовки спортсменов-шахматистов» И. В. Михайловой позволила экспоненциально трансформировать соревновательно-тренировочную деятельность тренеров и спортсменов, эффективно преобразовать ее интеллектуальный потенциал в спортивный результат. Эффективность системы спортивной подготовки, осуществленной на базе Дома шахмат РГСУ в период 2006-2019 гг., охватившей более 2000 студентов, подтверждена спортивными результатами олимпийской чемпионки, чемпионки мира и Европы В. Е. Гуниной, чемпиона Европы по классическим шахматам Э. К. Инаркиева, чемпиона мира по спортивной дисциплине «рапид» Д. Д. Дубова, международных гроссмейстеров Н. Н. Чадаева, А. В. Крапивина, И. А. Василевич, А. А. Рахманова, Н. В. Коновалова, А. В. Кузина, К. Л. Ам-барцумовой, М. Батуянг, выполнением норм международных мастеров ФИДЕ по шахматам 20 студентами.
Литература
1. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.
2. Возможен ли в России технологический рывок? Центр стратегического развития. [Офиц. сайт] - Режим доступа URL: https:// www.csr.ru/issledovaniya/vozmozhen-li-v-rossii-tehnologicheskij-ryvok/ (дата обращения 10.11.2019)
3. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени докт. пед. наук (по психологии) по совокупности работ. - М.: Б. и., 1965. - 51 с.
4. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки тренеров по шахматам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б.А. Злотник. - М., 1986. - 23 с.
5. Михайлова И.В. Детерминанты подготовки в шахматах на этапе высшего спортивного мастерства / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 9. - С. 79-80.
6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации № 329-Ф3 от 4 декабря 2007 г. (ред. от 26 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Офиц. сайт]. - Режим доступа URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 31.10.2019)
7. Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Офиц. сайт] - Режим доступа URL: http://legalacts.ru/doc/prognoz-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitija-rossiiskoi-federatsii-na-period/ (дата обращения 10.11.2019)
8. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 1998. - 335 с.
References
1. Alifirov A.I., Mikhaylova I.V., A.S. Mahov, M.S. Belov Teoreticheskie i prakticheskie aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Introducing chess education in Russian school system: theoretical and practical aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5, pp. 53-55.
2. Vozmozhen li v Rossii tekhnologicheskiy ryvok? Tsentr strategichesko-go razvitiya. [Is technological breakthrough possible in Russia? Center for Strategic Development. [Offic. Website] Available at: https://www. csr.ru/issledovaniya/vozmozhen-li-v-rossii-tehnologicheskij-ryvok/ (date of access: 10.11.2019)
3. Galperin P. Ya. Osnovnye rezultaty issledovaniy po probleme «formiro-vanie umstvennykh deystviy i ponyatiy» [Main research results on the problem of "formation of mental actions and concepts"]. Scientist doctoral report (psychology) for the totality of work. M.: s.n., 1965. 51 p.
4. Zlotnik B.A. Kompleks diagnosticheskikh metodik kak sredstvo sover-shenstvovaniya professionalno-pedagogicheskoy podgotovki tren-erov po shahmatam [Set of diagnostic techniques as way to improve professional pedagogical training of chess trainers]. PhD diss. abstr.. SCOLIPE publ.. M., 1986. 23 p.
5. Mikhaylova I.V. Determinanty podgotovki v shakhmatakh na etape vysshego sportivnogo masterstva [Chess training process determinants at top sport excellence stage]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 9. pp. 79-80.
6. O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii # 329-FZ ot 4 dekabrya 2007 g. (red. ot 26 iyulya 2017 g.) [On physical education and sports in the Russian Federation No. 329-FL dated December 4, 2007 (as amended on July 26, 2017)] [Electronic resource]. Official website of the Consultant Plus company. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of access: 31.10.2019)
7. Prognoz nauchno-tehnicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period until 2030] [Ofic. Website] Available at: http://legalacts.ru/doc/prognoz-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitija-rossiiskoi-federatsii-na-period/ (date of access: 10.11.2019)
8. Shtern V. Differentsialnaya psikhologiya i ee metodicheskie osnovy [Differential psychology and its methodological foundations]. M.: Nauka publ., 1998. 335 p.
9. Skinner F. The Technology of Teaching. New York: Copley Publishing Group, 2003. 271p.